Рассчитываем процент выполнения плана по ассортименту продукции

  

ВП фактический по ассортименту      * 100

ВП по плановому ассортименту

Определяем влияние ассортиментных сдвигов на выручку или выпуск продукции, для этого используется метод цепных подстановок.

 

В1 * Ι VBП = Вусл1

В1 – базисная выручка

Определили усл2 путем умножения объемов продаж в натуральных показателях за отчетный период, но в целях базисного периода прошлогодние

Σ ( VВПi2 * Цi1) =Вусл2

ΔВ стр.сдвигов = В усл2 – В усл1

Ответ: влияние структурных сдвигов.

Производственная программаАнализ структуры продукции, являясь основным блоком бизнес-плана, помимо таких показателей, как количество продукции, включает также следующие параметры, подлежащие тщательному анализу и оценке в процессе их выполнения: номенклатура и ассортимент.

Под номенклатуройАнализ структуры продукции следует понимать определенный перечень изделий с указанием кодов по Общероссийскому классификатору промышленной продукции (ОКПП)Анализ структуры продукции, а также шифров (номенклатурных номеров), которые по степени детализации имеют три ступени:

1) сводная номенклатура;

2) групповая номенклатура;

3) специфицированная или развернутая номенклатура по видам, типам и маркам.

АссортиментАнализ структуры продукции — это более подробная классификация продукции внутри какой-либо номенклатурной позиции одного наименования по артикулам, моделям, размерам и сортности.

Структура продукции отражает удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме.

Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности. Причины изменения структуры товарной продукции могут быть вызваны как внешними факторами, так и внутренними.

К внутренним причинам относятся недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток финансовых, материальных ресурсов, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования, снижение качества выпускаемой продукции за счет большого износа производственного оборудования, ошибки менеджмента и другие.

Внешние причины связаны с появлением на рынке предприятия-конкурента или продукта-аналога, сходного по техническим характеристикам и значительно выигрывающего в цене.

Формирование ассортимента выпускаемой продукции строится с учетом следующих требований:

  • текущих и перспективных покупательских потребностей;
  • уровня насыщенности рынка;
  • уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции (или планируемой к выпуску);
  • жизненного цикла изделий (с целью принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции);
  • производственных, финансовых возможностей;
  • экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Диверсификация продукции укрепляет позиции предприятия на рыночных сегментах, однако чрезмерная диверсификация и выпуск разнородной продукции требует специализированного и дорогого оборудования, частых переналадок, высококвалифицированных специалистов, а это, в свою очередь, приводит к росту затрат. Отсюда следует, что ассортимент продукции в рыночных условиях должен как можно точнее соответствовать потребительскому спросу.

Ретроспективный анализ ассортимента и структуры производимой продукции проводится в несколько этапов.

  • Анализ выполнения производственной программы по ассортименту.
  • Анализ и влияние структурных сдвигов на выполнение производственной программы.
  • Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности.